МФО – эвристический метод решения задач и развития творческого воображения. Кто говорит, что эвристические термины — это сложно, частично правы. Но если попробовать перевести их на доступный русский, выходит вполне понятно.
Фокальный объект — это на самом деле то, что находится в фокусе внимания решаемой задачи.
Ищем новый способ применения будильника, фокальным объектом будет будильник или новый способ его использования. Решаем, откуда привлечь новых посетителей на выставку, в центре задачи — сама выставка или отдельный стенд.МФО — это способ придумать много-много самых неожиданных и неочевидных идей для решения задачи, в центре которой находится наш фокальный объект. Впервые метод был придуман и описан в 1926 году профессором Берлинского университета Э. Кунце. В 50-е годы усовершенствован американцем Чарльзом Вайтингом.
Как всякий метод генерации идей, МФО должен снимать стереотипы мышления, уводить вас с протоптанной тропинки рассуждений и ассоциаций
![](https://r5.mt.ru/r13/photo5068/20317857930-0/jpg/bp.jpeg)
МФО подходит для решения задач:
- по совершенствованию товаров и услуг
- по продвижению товаров и услуг
- по поиску новых рыночных сегментов
- по поиску новых способов применения технологий и продуктов
- по поиску новых идей для дизайна, сюжетов, сценариев и статей
Суть метода МФО
Выбираем фокальный объект и присоединяем к нему свойства и характеристики других случайных объектов. Чем меньше логических связей и ассоциаций у новых объектов с фокальным, тем интереснее и фантастичнее рождаются идеи.
Этот способ помогает уйти от стереотипов к новым ассоциациям. Свернуть с проторенной тропы на неизведанную дорожку.
Как это работает
- Анализируем исходную ситуацию и выбираем цель. Например, придумать новый способ применения будильника.
- Выбираем фокальный объект. В нашем примере — будильник.
- Составляем список выбранных наугад объектов. От 3 до 7. Например, ножницы, коврик, подушка, зубная щетка, лягушка, шкаф и кастрюля.
- Составляем список свойств каждого объекта. Надежный, красивый, удобный тут не подойдут. Свойство должно быть конкретным. Например, ножницы твердые, острые и имеют кольца для пальцев.
- Переносим выбранные свойства на фокальный объект (как показано на рисунке ниже).
- Генерируем новые идеи. Например, будильник с кольцами для пальцев в момент пробуждения колет небольшими шипами или слабыми разрядами тока.
- Анализируем и отбираем те идеи, которые нам подходят.
На выходе из множества даже самых бредовых идей найдутся такие, которые позволят придумать что-то совершенно новое, отличное от других.
Типичные ошибки при использовании метода МФО:
- Нечеткое определение цели: что хотим получить в результате. «Что-нибудь из чего-нибудь» — не подойдет.
- Выбор «близких» объектов для переноса свойств. Лучше пусть совсем из другой области. Не откидывайте сразу заведомо «неподходящие» варианты. Если идти по алгоритму, они наверняка подкинут вам пару-тройку внезапных идей.
- Использование «типовых» свойств: дорогой, полезный, служебный и проч.
- Пропуск свойств, не дающих идей. В этом случае используйте вторичные ассоциации. Например, желтый — солнце, песок.
В процессе решения будет велико желание подогнать очевидные идеи под конкретные свойства продукта. Не делайте так. Если вы перепрыгните несколько пунктов алгоритма, вы потеряете другие, неочевидные решения. А ведь в этом вся фишка метода.
На выходе 1 человек за 1 час может нагенерировать 20-30 идей. В команде из 5-6 человек результаты будут еще внушительнее — от 50 до 100 идей. Вполне жизнеспособных и конкурентных.
Итог
Метод отличается простотой и большими возможностями поиска новых точек зрения на проблему. В нём используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Результативность поиска с помощью МФО во многом определяется «чувствительностью» к конструкциям языка, умением строить оригинальные ассоциативные цепочки.